// PopIn

Выгодна ли инфляция компаниям?

Выгодна ли инфляция компаниям?

Как вы считаете, выгодна ли инфляция компаниям? Все вокруг только и делают что плюются, услышав об инфляции. Но так ли она плоха на самом деле, как нам кажется?

Для нас как инвесторов, то есть владельцев доли в бизнесе, понимание инфляции должно быть главными. Без этого вы не инвестора, а обычный спекулянт, который надеется купить сегодня подешевле, а продать завтра подороже. Даже если будете держать акцию несколько лет.


Что бы понять, выгодна ли инфляция для обычного человека, достаточно посмотреть на то, как она влияет на его доходы и расходы. То что расходы увеличиваются от инфляции это абсолютно бесспорно! А что же доходы? В большинстве своем работодатель увеличивает сотрудникам из года в год размер заработной платы. Но в лучшем случае на размер инфляции, а в худшем даже меньше ее. Понятно что выгоды нет, одни расстройства.

Вроде и для компании все должно быть похоже — расходы растут, а доходы нет. Но все не так как кажется на первый взгляд.

Перед тем как мы будем выяснять, выгодна ли инфляция компаниям, нам сначала нужно определиться с тем как работают компании.

Если достаточно кратко, то так:

Сегодня взял в долг 100 рублей, с обещанием вернуть 110 рублей через год. Прокрутил, и заработал за это время 120 рублей. 110 рублей вернул. Прибыль 10 рублей положил в карман.

Если учесть, что при этом была инфляция 10%. Получается, вы как взяли 100 рублей, так и отдали эквивалент этой суммы (100+инфляция) через год. В итоге ни каких затрат вы не понесли, а прибыль получили. Проще говоря, займ вам вышел бесплатным. Это примерно то же самое, что при нулевой инфляции взять 100 рублей и их же вернуть, а прибыль положить себе в карман.

То есть на таком простом примере мы уже можем предположить, выгодна ли инфляция владельцам бизнеса, которые берут кредиты на развитие своего дела. Для них займы получаются если не беспроцентными, то уж точно ниже чем для обычных людей.

Теперь давайте попробуем разобрать подробно процесс производства, и как инфляция влияет на этот процесс.

Сначала у нас есть сырье, которое необходимо пускать в производство.

Далее идет сам этап производства, при котором и появляется добавочная стоимость.

При производстве мы несем издержки:

Постоянные (аренда, амортизация основных средств)

Переменные (з/п, транспортировка, электроэнергия)

В результате получаем товар, который необходимо сбыть.

Весь не сбытый товар поступает на склад, где храниться до момента продажи.

Все просто.

Теперь посмотрим, как инфляция влияет на каждый из этапов и затрат.

Сырье. Инфляция заставляет компанию тратить на сырье все больше с каждым следующим производственным циклом. Но, если производственный цикл достаточно длинный (несколько месяцев, а то и лет) то оказывается, что компании выгодно покупать сырье как можно раньше и хранить его. Потому что с каждым следующим днем инфляция будет увеличивать стоимость сырья для компании. И если бы у компании был безразмерный кредит от поставщика, то возможно так бы все и было.

Постоянные издержки. От инфляции вырастает стоимость арендуемой техники и зданий. Но, если техника и здания находятся в собственности, то их стоимость от инфляции вырастает (здания) или падает не так сильно (техника). А значит компания не теряет на этом, а только приобретает, так как увеличивает свою капитализацию.

Переменные издержки. От инфляции растут переменные издержки, и с этим не поспоришь.

Все издержки это расходы компании на производство товара. Но если компания не стагнирует, а растет, то ее переменные издержки растут вместе с ней, а вот постоянные издержки остаются практически неизменными. Так например, что бы изготовить в цехе не одну а две пары обуви вам понадобится в два раза больше рабочей силы и материала, но при этом второй цех вам строить не нужно. Следовательно, компании выгодно расти! Это позволяет уменьшать долю постоянных издержек в общем объеме затрат.

Цена товара. Цена напрямую зависит от затрат. Чем больше затрат, тем выше цена. Значит, при инфляции отпускная цена на продукцию будет расти.

Вроде бы понятно, что у компании растут все траты на производство товаров и следовательно растет и отпускная цена.

Если товар не был сразу реализован, то он помещается на склад. При росте инфляции отпускная цена на товар растет, а цена производства не будет увеличиваться на уже произведенный товар. То есть компании в принципе выгодно товары длительного хранения хранить на складе. И это было бы правдой, если бы не одно он! В случае складирования товара компания замораживает оборотный капитал, а значит, не может произвести новый товар, пока старый не реализует. А это может привести к остановке всего бизнеса!

Для наглядности я покажу вам таблицу, где приведены для примера данные из финансовой отчетности. Для этого мы возьмем Отчет о прибылях и убытках в немного усеченном виде и приведем несколько вариантов развития событий в компании при инфляции в 20% (размер взят для наглядности):

1. Настоящее. Текущий уровень цен. То, что происходит с компанией в данный момент.

2. Будущее положение компании, при инфляции и отсутствии роста отпускной цены (а значит выручки).

3. Будущее положение компании при инфляции и росте отпускной цены для достижения того же уровня чистой прибыли что и раньше.

4. Будущее положение компании при инфляции и росте отпускной цены для достижения уровня чистой прибыли равном приросту инфляции.

Финансовые показатели компанииТекущее положение дел в компанииВыручка неизменна, инфляция 20%Чистая прибыль неизменна, инфляция 20%Чистая прибыль увеличена на размер инфляции, инфляция 20%
Выручка200200224240
Себестоимость100120120120
Валовая прибыль10080104120
Расходы20242424
Операционная прибыль80568096
налоги20%20%20%20%
Чистая прибыль6444.86476.8

Итак, что мы видим в таблице.

Текущее положение дел. Первая колонка. Компания выручает с продажи своих товаров 200 рублей. На покупку материала уходит 100 рублей. Прочие расходы составляют 20 рублей. И в итоге получается, что за вычетом налога чистая прибыль = 64 рубля.

Теперь смотрим, что произойдет с прибылью компании при инфляции в 20%, в случае если компания ни как не отреагирует на инфляцию повышением своих цен. Вторая колонка. Себестоимость и Расходы увеличиваются на 20%, и в конечном итоге Чистая прибыль падает до 44,8 рубля.

Логично предположить, что ни один здравомыслящий руководитель не готов жертвовать своей прибылью в угоду низких цен, когда все конкуренты цены подняли. Следовательно, теперь у нас есть 2 возможности поднять цены: на размер инфляции и ниже размера инфляции.

В первом случае (Третья колонка: Чистая прибыль неизменна, инфляция 20%) у вас получается увеличение Выручки за счет поднятия цен на 12% до 224. И в итоге Чистая прибыль составит те же 64 рубля, что и в исходном состоянии.

Во втором случае (Четвертая колонка: Чистая прибыль увеличена на размер инфляции, инфляция 20%) у нас цены увеличиваются на 20% (размер инфляции). В итоге все показатели увеличиваются соразмерно инфляции. Чистая прибыль не является исключением и так же увеличивается на 20% до 76,8 рублей.

Что получается в итоге. Цены на все товары поднялись на 20%(инфляция) и наша с вами компания так же поднимает свои цены на те же 20%. В результате и ее Чистая прибыль так же увеличивается на 20%.

Следовательно, на вопрос «Выгодна ли инфляция компаниям?» мы можем с вами сделать вывод, что как минимум они от нее застрахованы и не терпят убытков как обычные граждане страны.

Самые внимательные читатели и те, кто варился когда-то сам в управлении бизнесом, могут заметить, что я не учел еще пару моментов.

Во-первых, как я уже говорил выше, компании при увеличении продаж несут те же постоянные издержки или как минимум эти издержки растут медленнее. Следовательно, в нашем примере Расходы будут увеличиваться меньше чем на размер инфляции. И в результате чистая прибыль будет немного выше. Но это только в случае если само производство компании растет, а не просто повышаются цены на товар!

Во-вторых, как вы помните сырье компания покупает заранее, до того как начинает производство. Следовательно, сырье для производства покупается еще по старым ценам до инфляции, а продается товар из этого сырья уже с учетом инфляции. Размер выгоды будет зависеть от производственного цикла. Если цикл производства пара дней, то разница будет практически незаметна. А вот если производственный цикл занимает целый год, то выгода может оказаться сопоставима с размером инфляции (в нашем примере 20%).

В итоге получается, что чем больше размер инфляции в стране, тем большую выгоду получает компания. И ее прибыль растет больше чем на размер инфляции!

Ну что, теперь после того как мы с вами учли «пару моментов» вы поняли выгодна ли инфляция компаниям на самом деле?

4 комментариев

  1. А проще нельзя? Бизнесу логично переводить все свои убытки на клиента, поднимая цену на товар. Предпринимателю бьет инфляция по карману? Повышаешь цену на товар — и всё так же как и прежде.

    1. Это верно только в условиях если компания монополист или на рынке присутствует олигополический сговор (нескольких крупных игроков). В условиях же рыночной конкуренции компании борются между собой за возможность продать как можно больше товара. А ведь чем дешевле товар, тем больше спрос на него! Следовательно компаниям приходится балансировать на грани между дорого и дешево. Сделаешь чуть дороже и все клиенты уйдут к конкуренту, а чуть опустишь цену и сам останешься без прибыли.

  2. «Это верно только в условиях» идеалистических. Какие товары за последние 10 лет подешевели? А цены на другие товары поднимались в условиях монополизма и сговора? Цену всегда можно поднимать постепенно, не сильно теряя в клиентах. А если инфляция бьет по тебе, то наверное бьет и по конкуренту, и он тоже будет менять ценник.

    1. Именно по этому мы и видим повышение цен. Ни один предприниматель в здравом уме не будет работать в убыток себе.

Оставить свой комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Яндекс.Метрика

Форекс каталог